Перейти к материалам
истории

Теперь итоги года в российской культуре — не выставки и спектакли, а громкие отставки Вспоминаем, кого уволили из главных российских театров и музеев в 2023 году

Источник: Meduza
истории

Теперь итоги года в российской культуре — не выставки и спектакли, а громкие отставки Вспоминаем, кого уволили из главных российских театров и музеев в 2023 году

Источник: Meduza

2023 год для российской культуры — прежде всего год громких отставок: из важнейших институций — музеев, театров, творческих союзов — один за другим ушли знаменитые руководители, по большей части очень эффективные и опытные. «Медуза» рассказывает, кто покинул лидерские посты в российской культуре, кто пришел на смену — и как это связано с новой политикой государства.

Театр наций

С 2012 года театральный менеджер Мария Ревякина совмещала два руководящих поста в важнейших институциях: к тому моменту она уже восемь лет была директором самого большого и авторитетного российского фестиваля «Золотая маска», а стала еще и директором Театра наций в Москве. В 2023 году Ревякина оставила обе должности: за год до этого ее подпись появилась под антивоенным письмом культурных деятелей.

Из выступивших с этим обращением к концу 2023 года работы лишились пять руководителей: кроме Ревякиной, это директор Большого театра Владимир Урин, худруки «Современника», БДТ и Воронежского камерного театра — соответственно Виктор Рыжаков, Андрей Могучий и Михаил Бычков.

Мария Ревякина
Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Из Театра наций Ревякина ушла 31 января — добровольно, как уверяла пресс-служба. Ее заместительница Наталья Мазур получила директорский пост.

Под руководством Ревякиной Театр наций стал одной из самых успешных драматических площадок страны, единственной в своем роде, где работали главные звезды мировой режиссуры: Роберт Уилсон, Робер Лепаж и Алвис Херманис. Разумеется, это заслуга не только директора, но и художественного руководителя Евгения Миронова, который, кстати, свой пост сохранил — хотя его подпись тоже стояла под тем письмом. Зато спустя несколько месяцев артист поехал в Донбасс и изменил публичную позицию по войне. А вот Ревякиной сотрудничество с властью не помогло (в 2021 году ее выбрали депутатом Государственной Думы от «Единой России», правда, свой мандат она передала Владимиру Машкову, который тоже парламентарием не стал).

Строго говоря, Ревякина по-прежнему директор автономной некоммерческой организации «Золотая маска». Просто учредитель институции, Союз театральных деятелей, в августе вышел из организации и решил проводить собственный фестиваль и премию под тем же названием. Во главе проекта должен встать консервативный театральный менеджер Владимир Мишарин, известный главным образом своей внушительной коллекцией похвальных грамот. Чем станет АНО «Золотая маска» без поддержки СТД и как будет выглядеть одноименный фестиваль Союза — пока неясно. Очевидно одно: это конец «Золотой маски» в ее сегодняшнем виде — фестиваля и премии с действительно независимой экспертизой, объединявшей всю театральную Россию и поддерживавшей новаторское искусство.

Подробнее о Владимире Мишарине

Чиновник с рождения Кто такой Владимир Мишарин — будущий директор «Золотой маски»? Вот только одна деталь: в 2018-м он предлагал исправлять «девиантное поведение» подростков патриотическими песнями

Подробнее о Владимире Мишарине

Чиновник с рождения Кто такой Владимир Мишарин — будущий директор «Золотой маски»? Вот только одна деталь: в 2018-м он предлагал исправлять «девиантное поведение» подростков патриотическими песнями

Третьяковская галерея

9 февраля Министерство культуры уволило Зельфиру Трегулову, которая руководила Третьяковкой с 2015 года. В середине десятых искусствоведы, галеристы и сотрудники музеев приветствовали ее назначение — несмотря на все вопросы, которые вызывала внезапная отставка ее предшественницы Ирины Лебедевой. До Третьяковки Трегулова возглавляла музейно-выставочный центр РОСИЗО и работала заместителем директора в музеях Московского Кремля. 

Третьяковская галерея под руководством нового директора очень изменилась. Она перестала ограничивать себя национальным искусством и показывала художников со всего мира. Одна за другой открывались сверхпопулярные «выставки-блокбастеры» с оформлением от звездных архитекторов — вроде экспозиции Михаила Врубеля с дизайном Сергея Чобана. Трегулова провела ребрендинг здания на Крымском Валу, теперь известного как Новая Третьяковка, и подготовила к открытию первый филиал музея за пределами Москвы, в Самаре. А еще — пополняла музейную коллекцию современным искусством (некоторые работы даже выставляли в одних залах с классиками отечественной живописи). 

Зельфира Трегулова
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Примерно за полгода до отставки, в июле 2022-го, власти вынудили Трегулову «одолжить» икону Андрея Рублева «Троица» РПЦ на праздничное богослужение — хотя специалисты предупреждали, что хрупкий памятник ни в коем случае нельзя тревожить.

В феврале источник «Медузы», близкий к Минкульту, рассказал, что с началом полномасштабного вторжения в Украину Трегулова «не вписалась» в курс ведомства — и что никакими крупными государственными институциями она больше руководить не будет. Ее преемница Елена Проничева, прежде руководившая Политехническим музеем в Москве, — первый с 1937 года руководитель Третьяковки, профессионально не связанный с искусством. Она политолог по образованию, бывшая сотрудница Государственной Думы и «Газпрома».

Миссию Третьяковки новый руководитель в интервью The Art Newspaper Russia сформулировала так: «Рассказать об уникальности и богатстве российской культуры, которая дает нам возможность… адекватно оценивать роль Российской Федерации в мировом контексте». «Русскую культуру невозможно отменить», — подчеркивала директор в том же интервью. В мае к команде Проничевой присоединилась Мария Китаева, бывшая советница Сергея Шойгу.

Что известно об отставке Трегуловой

Не вписалась в курс Что сделала для Третьяковки Зельфира Трегулова — и почему ее уволили

Что известно об отставке Трегуловой

Не вписалась в курс Что сделала для Третьяковки Зельфира Трегулова — и почему ее уволили

Русский музей

Директор Русского музея Владимир Гусев не был для своей институции человеком со стороны, как Зельфира Трегулова или, например, Марина Лошак, бывшая руководительница Пушкинского музея. В 1988 году, когда коллектив музея выбрал его директором, он работал там на разных позициях уже десять лет. Продолжает работать и сегодня: 10 февраля Минкульт перевел Гусева с директорского поста на специально созданный под него президентский (такую же должность получила в свое время Ирина Антонова, больше полувека руководившая Пушкинским музеем).

При Гусеве Русский музей стал отвечать за множество петербургских памятников, таких как Летний сад, Михайловский замок, Мраморный, Строгановский и Летний дворцы. Многие отреставрировали или реконструировали: в Летнем саду, например, восстановили утраченные фонтаны, павильоны и оригинальную планировку, а статуи заменили копиями из мраморной крошки (эта реконструкция вызвала бурю критики и даже тематические арт-проекты).

Владимир Гусев
Francis Gonzalez / SOPA Images / Sipa USA / Vida Press

Гусева называли консервативным директором, а сам он признавался, что «не успевает бежать» за современным искусством и миссию музея видит прежде всего в хранении. В то же время Гусев одним из первых восстановил у себя отдел новейших течений, а в 1995 году принял в дар коллекцию Петера и Ирене Людвиг — сейчас она выставлена в Мраморном дворце и называется Музеем Людвига в Русском музее. Это единственное место в России, где всегда доступны подлинники Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Йозефа Бойса и других классиков современного искусства — и где можно составить общее представление о его эволюции в XX веке. Самое громкое событие последних лет, за которое отвечал отдел новейших течений Русского музея, — выставка двухлетней давности «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве», коллективный портрет российских художников-миллениалов.

Гусев — сторонник власти: он дважды становился доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах, а в 2014 году поддержал аннексию Крыма. Как сообщали в музее, директор сам попросил Минкульт об отставке. Его преемницей стала Алла Манилова, которая, в отличие от Гусева, ни в Русском музее, ни в каком-либо другом музее до тех пор не работала, а занимала разные государственные должности: в 2008–2011 годах была вице-губернатором Петербурга, в 2012–2023 — заместителем и статс-секретарем федерального министра культуры. Возглавив музей, она практически сразу отменила выставку Тимура Новикова и художников его круга за два дня до открытия — якобы из-за работ «порнографического содержания», — а спустя неделю открыла в урезанном виде.

Что случилось с выставкой Тимура Новикова

Русский музей отменил выставку Тимура Новикова за день до открытия Рассказываем, как художник превратился из лидера контркультурного искусства в консерватора — но не стал от этого удобнее нынешней власти

Что случилось с выставкой Тимура Новикова

Русский музей отменил выставку Тимура Новикова за день до открытия Рассказываем, как художник превратился из лидера контркультурного искусства в консерватора — но не стал от этого удобнее нынешней власти

Пушкинский музей

2 апреля у директора Марины Лошак истекал второй подряд пятилетний контракт с Пушкинским музеем. Останется ли она во главе музея — вопрос, который зазвучал еще в феврале, едва Минкульт уволил из Третьяковки Трегулову: директоры вели свои музеи похожими курсами — и сами говорили об этом. Лошак подала в отставку за две недели до конца полномочий.

Лошак перешла в Пушкинский из музейного объединения «Манеж» в 2013 году. Ее кандидатуру одобрила легендарная Ирина Антонова, руководившая музеем 52 года и в застойном 1981-м показавшая москвичам практически забытых Малевича с Кандинским. Преемница Антоновой сделала современное искусство своим важнейшим союзником. Роль музея в представлении Лошак — не просто сохранять и систематизировать наследие, но и наращивать вокруг него новые интерпретации. В том числе — с помощью художников, таких, например, как автор масштабных инсталляций Цай Гоцян и классик медиаарта Билл Виола, герои больших сольных выставок в Пушкинском.

Марина Лошак
Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

«Решение об уходе из ГМИИ мама приняла довольно давно», — писала журналистка Анна Монгайт, дочь Лошак, в день ее отставки. Тем не менее многие сочли, что перестановки в Пушкинском и Третьяковке связаны между собой: например, литературный критик Анна Наринская назвала уход Лошак «частью всеобщей большой чистки».

Новым директором ГМИИ стала Елизавета Лихачева, до тех пор успешно руководившая Музеем архитектуры им. Щусева. Лихачева во главе Пушкинского вызывала меньше вопросов, чем Елена Проничева во главе Третьяковки, но комментаторы припоминали ей фотовыставку в оккупированном Луганске и членство в прокремлевском движении «Идущие вместе». Оказалось, однако, что она готова публично возражать власти, когда речь идет о защите культуры: в мае Лихачева сказала ТАСС, что «Троица» Рублева «может развалиться на части», если, согласно решению Владимира Путина, ее передадут РПЦ — уже не на несколько дней, как летом прошлого года, а насовсем. Правда, икона все равно досталась церкви.

Об отставке Марины Лошак

Марина Лошак руководила Пушкинским музеем 10 лет. Теперь она уходит Лошак предложила непривычный подход к художественному наследию, невозможный в нынешней России

Об отставке Марины Лошак

Марина Лошак руководила Пушкинским музеем 10 лет. Теперь она уходит Лошак предложила непривычный подход к художественному наследию, невозможный в нынешней России

Большой драматический театр им. Товстоногова

Один из самых известных драматических театров Петербурга вот уже восемь месяцев, с 9 апреля, работает без художественного руководителя — согласно новому уставу, главой БДТ считается директор Татьяна Архипова, занимающая должность с 2014 года. Последним творческим лидером театра был режиссер Андрей Могучий — в апреле у него истек контракт, и Минкульт не стал его продлевать. 

Пост достался Могучему в 2013 году. Он был уже успешным режиссером, автором изобретательных, зрелищных спектаклей в независимом «Формальном театре» и Александринке — в то время как БДТ переживал кризис. При новом руководителе театр вернул себе репутацию одной из самых интересных площадок страны, которая была у него с оттепели до перестройки, в эпоху Георгия Товстоногова. 

Андрей Могучий
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Могучий сделал ставку на разнообразие: в БДТ сосуществовали практически все направления современного театрального искусства. С театром сотрудничали звезды режиссуры — местные, как Константин Богомолов, и мировые, вроде группы Rimini Protokoll. А знаменитые артисты, работавшие в БДТ еще при Товстоногове — Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, — получали неожиданные роли в современных пьесах.

Худруку приходилось идти на компромиссы с властью: в 2014 году он, автор протестных сатирических спектаклей, неожиданно поддержал аннексию Крыма. Зато спустя восемь лет — подписал антивоенное обращение культурных деятелей, то самое, которое, по всей видимости, привело к отставке еще четырех руководителей.

Подробнее о том, что сделал Могучий в БДТ

За 10 лет Андрей Могучий сделал БДТ одной из самых прогрессивных площадок в России (хоть и с оговорками) Режиссер совмещал на одной сцене традиции и инновации, не раз менял свои политические взгляды — и потерял работу из-за войны

Подробнее о том, что сделал Могучий в БДТ

За 10 лет Андрей Могучий сделал БДТ одной из самых прогрессивных площадок в России (хоть и с оговорками) Режиссер совмещал на одной сцене традиции и инновации, не раз менял свои политические взгляды — и потерял работу из-за войны

Воронежский камерный театр

В отличие от других героев этого материала, режиссер и худрук Воронежского камерного театра Михаил Бычков не был наемным менеджером, которому поручили развивать известный бренд, — он создал этот театр сам в 1993 году. 

Под руководством Бычкова коллектив из четырех артистов, арендовавший помещение во Дворце культуры железнодорожников, вырос в один из самых известных российских театров за пределами двух культурных столиц, Москвы и Петербурга. В репертуаре — серьезные современные пьесы и новые трактовки классики. Эксперты «Золотой маски» 13 раз выдвигали спектакли театра на национальную премию, жюри шесть раз присуждало им награды. Воронежский камерный — одна из редких площадок в российских регионах, освоивших модель «театр плюс», когда, кроме спектаклей, театр предлагает зрителям выставки, лекции, кинопоказы и другие культурные события.

Помимо Камерного, Бычков основал в Воронеже два фестиваля: международный Платоновский фестиваль искусств, где показывали работы режиссеров с мировым именем, и «Мандельштамфест», сфокусированный на поэзии и поэтическом театре.

Михаил Бычков
Михаил Парфенов / Платоновский фестиваль искусств

Режиссер поддерживал Кирилла Серебренникова и других фигурантов «театрального дела», а с началом российского вторжения в Украину, как уже было сказано, подписал антивоенное обращение культурных деятелей. В 2023 году он стал одним из немногих театральных лидеров, кто публично критиковал анонсированную Союзом театральных деятелей реформу «Золотой маски». 

21 ноября Минкульт Воронежской области уволил Бычкова. Региональные власти не скрывают, что режиссер потерял свой пост из-за антивоенной позиции (в частности, из-за отказа дать участникам войны льготные билеты). «Глава государственного театра фактически высказался против политики Российской Федерации, за счет которой работал, — заявила министр культуры Воронежской области Мария Мазур. — Он жил в мире без СВО». 

Сотрудники и зрители Воронежского камерного театра безуспешно призывали вернуть режиссера в созданный им театр, а три ведущие актрисы из солидарности с Бычковым покинули труппу. Обязанности худрука временно перешли к директору театра Олегу Ткаченко (он тоже подписывался под письмом в защиту Бычкова).

Против какой реформы выступал Бычков

«Всю культурку по закону военного времени нужно причесать» Как государство уничтожает «Золотую маску». Независимую премию, которую присуждали театральным новаторам, теперь полностью контролирует Минкульт

Против какой реформы выступал Бычков

«Всю культурку по закону военного времени нужно причесать» Как государство уничтожает «Золотую маску». Независимую премию, которую присуждали театральным новаторам, теперь полностью контролирует Минкульт

Большой театр

1 декабря сменился директор и в главном музыкальном театре страны: преемником Владимира Урина стал дирижер Валерий Гергиев, который с 1988 года возглавляет (и продолжит возглавлять) Мариинский театр в Петербурге. Урин по специальности — театральный менеджер, на пост он заступил десять лет назад, оставив аналогичную должность в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Его предшественником в Большом был реформатор Анатолий Иксанов — это при нем театр осаждали демонстрациями прокремлевские активисты из «Движения вместе», недовольные, что Большой сотрудничает с писателем Владимиром Сорокиным, а лидер отечественной оперной режиссуры Дмитрий Черняков экспериментировал с классическим репертуаром.

Владимир Урин
Пелагия Тихонова / Агентство «Москва»

Работа Урина вызывала меньше дискуссий: как писала в статье для «Медузы» оперный критик Полина Дорожкова, этот руководитель сумел удовлетворить и консервативную публику Большого, и зрителей, ищущих новаций, распределив непохожие проекты по разным площадкам. Урин сотрудничал с международными институциями, не менее знаменитыми, чем сам Большой, — фестивалем в Экс-ан-Провансе и Метрополитен-оперой: в копродукции с первым театр выпустил, например, спектакль «Альцина» в звездной режиссуре Кэти Митчелл, а со вторым — «Саломею» и «Лоэнгрина», где изначально должна была петь Анна Нетребко. Театр приглашал известных драматических режиссеров, в том числе тех, кого так или иначе преследовала российская власть: фигуранта «театрального дела» Кирилла Серебренникова и проходившего по делу об оскорблении чувств верующих Тимофея Кулябина.

В ноябре пошли слухи, что Урина может сменить чиновник администрации президента Сергей Новиков, курирующий там культуру и молодежную политику. Тем не менее новым директором Большого стал Гергиев, чью кандидатуру тоже обсуждали в медиа — еще за две недели до назначения (сам дирижер, правда, говорил, что ему и так хватает работы). 

Гергиев знаменит не только музыкальной карьерой, но и близкими отношениями с Кремлем: он был доверенным лицом Путина на президентских выборах 2012 и 2018 годов, подписал письмо в поддержку аннексии Крыма, а в 2016 году дирижировал концертом на руинах Пальмиры, которую сирийские правительственные войска отбили у «Исламского государства» с помощью российской авиации. В прошлом году команда Алексея Навального рассказала об итальянской недвижимости Гергиева на 100 миллионов евро и призвала включить его в санкционные списки, а западные институции — такие как Мюнхенский филармонический оркестр и Баварская опера — прекратили сотрудничать с дирижером, поскольку тот не стал публично осуждать вторжение в Украину.

О Гергиеве на новом посту

Новый глава Большого театра — Валерий Гергиев. Он сменил Владимира Урина, который в начале российского вторжения в Украину подписал антивоенное письмо Гергиев уже занимает посты директора и художественного руководителя Мариинского театра

О Гергиеве на новом посту

Новый глава Большого театра — Валерий Гергиев. Он сменил Владимира Урина, который в начале российского вторжения в Украину подписал антивоенное письмо Гергиев уже занимает посты директора и художественного руководителя Мариинского театра

Союз театральных деятелей

Актер Александр Калягин возглавлял СТД РФ 27 лет, став вторым по счету руководителем этой организации в ее современном виде — после Михаила Ульянова, лидера Театра им. Вахтангова. СТД не совсем независимая организация: помимо членских взносов, она получает еще и государственное финансирование, причем его объемы неизвестны. В начале работы «Петербургский театральный журнал» обвинял Калягина в коррупции — председатель Союза даже судился с изданием и выиграл. 

При Калягине СТД создавал и поддерживал множество образовательных и творческих проектов, из которых самым успешным стал уже упоминавшийся фестиваль «Золотая маска»: его учредили еще во времена Ульянова, но в годы правления его преемника премия достигла максимального влияния. Тем не менее летом Союз анонсировал реформу «Золотой маски», сводящуюся, по сути, к передаче премии под контроль Минкульта. 30 октября случилось неожиданное: на заседании секретариата СТД Калягин предложил созвать первый в истории организации внеочередной съезд и выбрать нового председателя. 

Александр Калягин
Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Впоследствии телеграм-канал «Брифинг» опубликовал письмо артиста к главе администрации президента Антону Вайно, датированное 24 ноября: из него следует, что руководитель СТД созвал экстренный съезд и сложил полномочия под давлением Сергея Новикова — уже упомянутого сотрудника администрации президента.

Съезд СТД прошел 4 декабря. Все кандидаты на пост председателя, включая актера Александра Лазарева, выдвинутого самим Калягиным, взяли самоотвод — за исключением Владимира Машкова, за которого в итоге проголосовали 176 кандидатов съезда против 20.

Звездный киноактер Машков с 2018 года возглавляет Театр Олега Табакова, его самым заметным решением на этом посту стала акция солидарности с российским вторжением в Украину — огромная буква Z на фасаде театра. Машков — активный сторонник Владимира Путина и войны, в прошлом — доверенное лицо Путина на выборах, а сегодня — участник провоенных митингов-концертов.

О смене руководства СТД

Владимир Машков в 2022: вешает гигантскую Z на театре. Владимир Машков в 2023: возглавляет Союз театральных деятелей России Как же мы удивлены (нет)

О смене руководства СТД

Владимир Машков в 2022: вешает гигантскую Z на театре. Владимир Машков в 2023: возглавляет Союз театральных деятелей России Как же мы удивлены (нет)

Антон Хитров